К списку записей
Этапы детского рисунка
22 Июня 2015
Этапы детского рисунка

Гуляя в парке мы с дочкой познакомились с Ириной и её сыном Женей. Дети хорошо играют вместе, а у нас Ириной много общих тем.

Однажды, глядя как  я учу Катю рисовать завитушки мелом и старательно дорисовываю одуванчики из её черточек-травинок. Ирина сказала мне: "Знаешь, есть книга Марины Озеровой "О детском рисовании" очень хорошая".  Я заинтересовалась – в моей библиотеке две книги о детском рисовании и ни одну я не назову очень хорошей - они скорее для родителей, которые хотят рисовать своим детям, а не для детей.

Придя домой и, уложив Катю спать, я ищу эту книгу. Издательство Студии Артемия Лебедева, цена соответствующая. Ладно, думаю, почитаю электронную версию, если понравится, то закажу.

Но книга поглотила меня. Заказать я её не успела, читала и не могла остановиться. Дочитала до конца уже на следующий день.

В книге нет пошаговых рисунков, раскрасок или плана занятий. Но описана роль рисования во взрослении ребёнка, этапы развития детского рисунка и рекомендации для взрослых, которые можно обобщить одной фразой – Создайте условия для рисования и не вмешивайтесь.

Желание родителей вмешаться в детское творчество возникает потому, что рисунок в понимании взрослого и ребёнка – разные вещи.

Взрослые считают что рисунок – это отображение предмета на бумаге. Соответственно основным критерием успешности является сходство рисунка с рисуемым предметом. А свою роль родители и воспитатели видят в том, чтобы помочь ребёнку сложить чёрточки во что-нибудь правдоподобное.

Для ребёнка рисунок значит гораздо больше. Прежде всего, это смесь всех его воспоминаний о предмете, в том числе (и в первую очередь) двигательных и тактильных. Поэтому рисуя дождик, ребёнок капает краской на бумагу, а рисуя карусель, кружит карандашом. Кроме того, рисунок – это отражение отношения ребёнка к предмету или к человеку. Поэтому мама на рисунке больше дома, так как она важнее для ребёнка.

Также рисунок – это практически единственный способ для малыша выразить свои эмоции, переживания и оставить след в этом мире.

Рисование помогает малышу развиваться умственно, эмоционально, творчески и даже физически. Но из-за того, что родители вмешиваются в процесс, учат ребёнка как рисовать "правильно", это чудесное занятие перерастает в заучивание шаблонов и их воспроизведение. Это и менее полезно, и меньше нравится ребёнку.

Поэтому в сегодняшней статье я решила рассказать об этапах детского рисунка по материалам книги Марины Озеровой "О детском рисовании".

Этап марания

Дети начинаю рисовать еще до первого дня рождения. Но в нашем понимании это еще далеко не рисунки.

Всё начинается с каракуль. Марина Озерова называет это "этапом марания". Ребёнок видит карандаш (или краски) и видит, что если провести им, то остаётся след. И малыш принимается всячески исследовать новый предмет и то, на что он способен. Ребёнок давит на карандаш и так и этак, пробует рисовать одной и другой стороной, пробует на вкус (куда без этого). Результат – итоговый рисунок – дело последнее, ребёнок – пока не художник, он исследователь.

рисунок-1-год,-палчиковые-краски.png

Рисунок Кати, 1 год, пальчиковые краски

 рисунок-девочки-1-год-3-месяца.png

Рисунок девочки 1 года 3 месяцев. Пастель, шариковая ручка. Каракули направлены в разные стороны. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

В этом возрасте ребёнка не заботят границы рисунка, он их попросту не замечает. Поэтому рисовать лучше на большом листе бумаги, ватмане, подстелив под низ клеенку.

Проба пера не ограничивается вождением карандашом или кисточкой по листку (каким большим бы он не был). Ребёнку всегда будет интересно изрисовать пол, стены, себя и всех кто попадётся под руку. Марина Озерова считает, что чем меньше родители ограничивают малыша в его исследовании, тем лучше. Она предлагает закрыть стены на уровне ребёнка ватманом или старыми обоями, чтобы он мог рисовать, где ему удобно. При этом автор уверяет, что ребёнок перерастет этап рисования на стенах, и это не войдёт у него в привычку.

Я не настолько либеральная мама, чтобы позволить рисовать ребёнку на мебели и обоях, но стараюсь не вводить лишних ограничений.

ребёнок-в-краске-рисует.png

Изрисовав ватман, свой живот, руки и мои коленки, Катя принялась раскрашивать свои стопы.

Ритмичные штрихи

Когда ребёнок изучит карандаш и краски достаточно хорошо, он начинает обращать внимание на движение своей руки, чувствовать его ритм, связывать ритм со штрихами.

Обычно ритмичные рисунки начинаются с одинаковых прямых линий (вертикальных или горизонтальных). Малышу очень нравится снова и снова рисовать то, что у него выходит.

Я хорошо помню, когда Катя научилась рисовать "травку" – несколько прямых линий в ряд. Я рисовала коров, кошек, собак, а она всем им дорисовывала травку. Это длилось месяца два, может больше.

рисунок-ребенка-1-год-4-месяца.png

Рисунок Кати 1 год 4 месяца, цветные карандаши. Лягушка моя, травка Катина. Линии ритмичные, направленные в одну сторону.

Важно не торопить ребёнка, не стараться научить его рисованию новых форм (как делала я в парке, показывая как выводить завитушки). Рисование отражает общее двигательное развитие ребёнка, а не только способность рисовать те или иные линии. Поэтому, чем естественнее пройдёт этот процесс, тем лучше.

Вслед за одинаковым линиями, ребёнок учится делать штрихи разной длинны, колотить карандашом по бумаге, оставляя точки. Потом кружить рукой, получая завитки и круги. Обычно ребёнок учится рисовать завитки после того как сам научится кружиться на ножках. Моя дочка, часто напевает мелодию "Веселой карусели", когда рисует круги и завитушки.

Со временем одиночные линии заменяются штриховкой.

рисунок-ребенка-1-год-6-месяцев.png

Рисунок Кати 1 год 6 месяцев, пастельные мелки. "Травка" сменилась кругляшками и зигзагами, нарисованными без отрыва карандаша.

Бесформенные изображения

После того как материал и движения будут изучены, ребёнок начинает обращать внимание на то, что же получилось, какой след остался на бумаге. И впервые ребёнок переходит от испытания средства к его применению. Для родителей рисунки мало отличимы от каракуль предыдущих этапов, но ребёнок находит среди них и кошечку, и собачку, и даже маму с папой.

Тут родителям снова важно не торопить ребёнка. Я сама была грешна тем, что дорисовывала Катины каляки-маляки до "настоящей картинки". Зачем я это делала? Продать её за хорошие деньги всё равно вряд ли удастся.

Не стоит лишать ребёнка радости открытия – возможности самостоятельно увидеть знакомый предмет в нарисованном.

Теперь, рисуя, ребёнок начинает проговаривать: "кап-кап", "топ-топ", "бррр-рр". Такое проговаривание задаёт ритм.

Взрослым важно понимать, что ребёнок пытается нарисовать не видимые черты предмета, а свои ощущения и воспоминания о нём. Поэтому не ждите внешнего сходства.

детский-рисунок---дождик.png

Рисунок девочки 2 года, 6 месяцев. Из тучи идёт дождик. Девочка нарисовала дождик, стряхивая воду с кисточки. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

Со временем к двигательным ассоциациям добавляется и зрительные, картинки становятся более похожими на реальные предметы. Но при этом рисунок не статичен. Ребёнок начинает рисовать одно, в процессе получает другое и ничуть не расстраивается. А если через какое-то время спросить, что он нарисовал, он придумает новую историю.

Змея-рисунок-ребенка.png

Рисунок девочки 2 года, 3 месяца. В начале, девочка хотела нарисовать голову человека и нарисовала окружность, но случайный мазок кисти в центре подсказал ассоциацию со змеёй. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

На этом этапе автор советует ничего не рисовать своим детям, даже если ребёнок просит об этом. Потому что ребёнок быстро усваивает шаблоны и не пытается их менять. Домик – квадрат и треугольник (если Вы живете в городе, ребёнок возможно никогда не видел таких домиков, но рисовать мы его учим именно так), елочка – три треугольника, стоящие друг на друге. Важно давать ребёнку самостоятельно нарисовать образ, без подсказок. Это развивает творчество, фантазию и мышление.

ёлочка-без-подсказки-взрослого.png

Ёлочка, рисунок девочки 4 года. Гуашь. Нарисован без подсказки взрослого. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

ёлочка-с-подсказкой-взрослого.png

Ёлочка, рисунок девочки 4 года. Ёлочка нарисована с участием взрослого – типичная, узнаваемая, шаблонная. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

У меня двоякое отношение к рекомендации Марины Озеровой ничего не рисовать своим детям. С одной стороны, я понимаю её аргументы, с другой стороны, одна из причин, по которой дети рисуют, – подражательная. Им тоже хочется создавать из ничего задуманные картинки. А если взрослый отказывается рисовать, то и у ребёнка интерес к этому остынет.

Мне кажется, что если ребёнок просит нарисовать ему кошечку, можно сказать "А давай ты нарисуешь кошечку, и я нарисую кошечку, а потом посмотрим, что у нас получится." Главное при этом не подходить со строгостью Академии художеств к работе ребёнка "А почему у кошки такие длинные лапы? А почему хвост толще тела? И вообще вся композиция несбалансирована!", а похвалить ребёнка за его работу, найти те детали (может выбор цвета, или форма лап, или мордочка), которые ему удались и обратить на это его внимание.

Схематичные изображения

В возрасте 4-6 лет, ребёнок начинает рисовать схемы. Предметы изображаются по нескольким наиболее ярким признакам, без деталей. Но теперь в рисунках появляется сюжет. Угадывание знакомых образов в каракулях и рисунок из серии "начнем рисовать – посмотрим, что получится" сменяется целенаправленным рисованием.

детский-рисунок-я-и-папа-в-машине.png

Папа и я в машине. Рисунок мальчика 5 лет. Фломастеры. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

Однако персонажи рисунка ведут себя довольно вольно: могут появляться и исчезать (Например, ребёнок может закрасить изображение собачки со словами "собачка спряталась"), могут двигаться, (изображая летящую птицу, ребёнок изображает линию – траекторию полёта этой птицы) и даже общаться с автором.

Рисуя, ребёнок часто комментирует, что происходит на его картинах. Если ребёнок рисует молча, то картинки получаются не такими удачными – меньше деталей, больше шаблонных изображений.

Еще одной особенностью детского рисования является то, что рисунки получаются точнее, если перед рисованием маленький художник рассмотрит объект, а еще лучше потрогает, повертит в руках. Поэтому рисовать тигра лучше не из головы, а после похода в зоопарк.

Также на этапе схематичных изображений ребёнок начинает обозначать верх и низ. Наверное, Вы тоже помните, как в детстве рисовали полоску земли снизу, а полоску неба сверху.

Не стоит раньше времени рассказывать ребёнку про линию горизонта. В 5 лет ребёнок не способен понять, почему небо соприкасается с землёй, ведь в реальности он видит землю под ногами, небо над головой. Его рисунок отражает его представления об организации пространства.

рисунок-ребёнка-5-лет.png

Рисунок девочки 4 лет 6 месяцев. Цветные карандаши. Полоска неба и полоска земли, основной сюжет между ними. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

На этом же рисунке можно видеть, что пропорции не соблюдены: девочка больше горки, а цветок доходит ей до плеч. Это не потому что ребёнок не понимает реальных соотношений, а потому что рисунок отражает отношение ребёнка к предметам. Человек обычно крупнее всего остального, потому что он самый важный, а вот собаку, которую ребёнок боится, можно нарисовать очень маленькой, а цветок большой – он красивый.

Правдоподобные изображения

В возрасте 6-7 лет ребёнок, к радости взрослых начинает рисовать правдоподобные изображения. Сюжет продумывается до начала рисования и не меняется в процессе, персонажи статичны, а не "гуляют" по рисунку. Исправляются огрехи в пропорциях. Ребёнок начинает изображать объект, а не впечатление от него. Также появляются трёхмерные изображения, ближние и дальние планы.

правдоподобное--изображени-рисунок-девочки-7-лет.png

Рисунок девочки 7 лет. Цветные карандаши. Иллюстрация из книги "О детском рисовании"

В подростковом возрасте рисунок становится еще точнее, исправляются окончательные неточности в пропорциях, а психологическая роль рисунка снижется. У подростка уже хорошо развита речь для того чтобы выразить свои переживания и мысли.

Если человек не занимается рисованием, то его рисунок на протяжении жизни практически не меняется, оставаясь на уровне детского правдоподобного рисунка.

По мнению автора, психологическая роль детского рисунка гораздо выше его художественной ценности, поэтому, чем меньше взрослые вмешиваются в детское творчество, тем лучше. Только после того, как ребёнок сам стал задумываться над реальными и пропорциями и хочет нарисовать "похожий" рисунок, можно начинать учить его рисовать.

Я надеюсь, что Вам понравился пост. Если так, то рекомендую книгу "О детском рисовании" Марины Озеровой. С нетерпением жду комментариев.
Поделиться:
Подписаться на рассылку:

Яндекс.Метрика